Если кто-то еще не прочел аннотацию или краткое содержание, то вашему вниманию предоставляется дежурный блок «О чем кино». После событий, пересказанных в «Украденном троне» проходит восемь долгих и мучительных лет, в ходе которых Логейн постепенно превращается в то омерзительное по своим моральным качествам существо, к которому мы уже привыкли в игре, а Мэрик, мучимый утратой то ли любимой, то ли все-таки не очень любимой супруги, утрачивает вкус к жизни и, можно сказать, кладет себя на алтарь блага для всего Ферелдена. Так они и живут: Логейн борзеет, а Мэрик чахнет и жухнет не по дням, а по часам. И в один прекрасный день в его приемной вырастает маленький, но очень гордый отряд Серых Стражей, которым позарез нужно, чтобы кто-то проводил их на Глубинные Тропы. Кто может сделать это лучше, чем люди, уже однажды побывавшие там и выбравшиеся живыми?
Командор Серых Стражей, леди Женевьева вознамерилась разыскать своего брата Брегана, который отправился на глубинные тропы, поскольку пробил его час, час Призыва: скверна в его крови разгулялась, и значит пришло время выйти на свой последний бой и героически пасть в битве с порождениями тьмы. Но Женевьева не настолько доверяет родному брату, чтобы позволить ему самостоятельно свести счеты с нелегкой жизнью Серого Стража. Тем более, что Бреган является одним из посвященных в страшную тайну местонахождения Древних Богов. Говоря по-нашему, драконов. Найдя Древнего Бога, идеальный и чистейший образ, порождения тьмы касаются его, заражая скверной, и перерождают в Архидемона, и тогда начинается Мор. А этого допустить нельзя ни коим образом, и Женевьева решает пуститься в поиски брата, чтобы помочь ему с живительной эвтаназией, поскольку сам он себя убить так и не смог: он только-только собирался перерезать себе горло и героически отдать концы, как руки-ноги перестали его слушаться. Как-никак, за столько лет он уже привык к своему телу и даже, можно сказать, полюбил его. Сроднился, понимаешь. Резать глотку любимому телу – как-то, согласитесь, не комильфо. Но Женевьева об этом не знает: все, что у нее есть, это видения, в которые верит мало кто из ее отряда. Отряд, кстати, подобрался расчудесный: истеричная и неуравновешенная эльфийская магичка, немая гномка Ута – непревзойденный мастер руко- и ногопашного боя, политкорректно-темнокожий вор и убийца из Вал Руайо с подозрительно знакомым нам именем Дункан, два брата-акробата, так и просящихся на страницы яойных фанфиков - и единственный на всю эту шоблу адекватный и не вызывающий желания поиздеваться человек – «заместитель» Женевьевы – страж Келль со своим верным псом. Ну и Мэрик, которого Логейн все же отпустил, с трудом оторвав от своей титьки.
Пока на протяжение трехсот (из четырехсот имеющихся) страниц эта милая группа ищет Брегана, тот не теряет времени даром и успевает подружиться с эмиссаром порождений тьмы, гарлоком по имени Архитектор. Архитектор оказывается вполне приятной в общении сущностью: оберегает Брегана от своих собратьев, проясняет ему сущность бытия, а в свободное время читает книги, половину содержания которых, меж тем, не понимает, ибо понятийный аппарат у него несколько иной, да и ассоциативный ряд победнее. Дружба Архитектора и Брегана оказывается весьма продуктивной: Архитектор помогает несчастному стражу совладать со скверной в его крови (правда, несколько неожиданным образом) и предлагает заманчивый способ раз и навсегда победить Мор, Бреган тоже платит добром. А для желанной цели – прекратить Мор раз и навсегда – всего и требуется-то! Перебить всех оставшихся Древних Богов и заразить скверной все человечество. Кто не уцелеет, те да упакуются с миром, и да хранит их Создатель в сухом и прохладном, недоступном для детей месте. Остальные же не просто станут Серыми Стражами, промежуточным между порождением тьмы и простым человеком «состоянием», но дадут начало новой уникальной расе! Устойчивой к скверне, сильной, непобедимой и практически бессмертной! О, дивный новый мир! А жертвы… ну а когда без них обходилось?
Если говорить о сильных сторонах книги, то здесь на страницах повествования уже значительно лучше виден тот Гейдер, который работал над игрой. Уже намного лучше просматривается та атмосфера Dragon Age, которую мы так полюбили. Значительно вырос градус психологизма, и персонажи ожили, а градус бессмысленного и беспощадного фентезюшного пафоса снизился до уровня уже не столь критического для читателя. Информация по миру стала интереснее и полезнее, и подается она уже более тонко. Наконец-то появилось у персонажей не только декларируемое, но и вполне явственное ощущение ответственности за принимаемые решения, которые стали тяжелее, важнее, весомее. Которые стали требовать жертв и моральных терзаний. В общем, во второй книге про Dragon Age наконец-то запахло Dragon Age. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
Если говорить о минусах… этот разговор рискует затянуться. Поэтому пройдемся по основным. Гейдер так и не смог пока найти баланса в насыщенности единицы времени событиями и разговорами. На одном и том же количестве страниц в первой книге уместились события нескольких лет, во второй – побоюсь соврать, поэтому пусть счет идет на дни и недели. Очевидно сложно дается автору поиск равновесия между внутренним и внешним действием. Тем более, что структура осталась практически той же, что и раньше: персонажи либо постоянно бегут из точки А в точку Б, либо дерутся, либо разговаривают и страдают. Точнее сказать будет даже так: прибежали, подрались, поговорили. И так у каждого столбика, как собачки. Что ж, как говорится, стабильность – признак мастерства. Пафос героический сменился пафосом драматическим, и время от времени Гейдер откровенно перегибает так, что в меру психологически сильный эпизод вдруг превращается в типичную слезодавилку. К концу книги я начала ощущать, что эмоционально я уже перегорела, и больше сострадать уже просто не в силах, и начала раздражаться. Композиционное решение тоже забавно: цель отряда – прийти в тейг Ортан и найти там Брегана. Когда 200 долбаных страниц они шли-шли в этот долбаный тейг и наконец-то пришли, я была рада, но радость моя была неполной: я ждала, что теперь еще 200 страниц они в этом долбаном тейге будут искать этого долбаного Брегана и учить уму-разуму. В общем, так и вышло. То есть, как и в прошлый раз, автор не сумел адекватно заполнить предоставленное ему самим же собой пространство. Бои все так же напоминают серверные логи со скупым описанием, что кто кому куда воткнул и сколько раз провернул.
Отдельной строкой хочется сказать о переводчике. «Кто этот гений? Кто он? Дайте я пожму ему горло!» Перевод не то чтобы совсем уж плох, но со словарным запасом у толмача были явные проблемы. Вся книга – в постоянных речевых повторах. И это – фу. Так нельзя. Ногти за такое вырывать надо, я считаю. Вместе с пальцами. Из плечевого сустава желательно.
Итого, что мы имеем? Безусловно, «Призыв» лучше. Читабельнее, интереснее, сильнее своего «предшественника». Атмосфернее, грамотнее, психологичнее. Ценнее и приятнее для поклонника игры. Не столь опасен для психического здоровья в том числе и независимого читателя. Но все равно, как ни крути, это гадость, какую поискать еще…